Проверка турбобура при эксплуатации

 3ТСШ1-195. После очередного долбления на устье производить:

-  контрольный замер расстояния Кш и определить рабочий подъём вала Кр согласно регламента с фиксированием результатов контроля в буровом журнале. Допускается отработка шпиндельной секции при обеспечении подъёма вала до Кр=Кс-Кш =2 мм., что обеспечит сохранение турбинных секций и повысит ресурс работы турбобура;

проверить радиальный люфт вала шпинделя;

давление, при котором происходит запуск турбобура;

состояние присоединительных резьб (негерметичность соединений, промв резьб), состояние упорных торцов (убедиться в отсутствии забоин, задиров).

 При каждой смене отработавших шпинделей производить контроль размера Кс, для контроля величины просадки конусно-шлицевых полумуфт системы валов сравнивать с первоначальным значением Кс. При величине просадки конусно-шлицевых полумуфт системы валов более 2 мм, для предотвращения посадки системы роторов на статор и недоработки ресурса сменных шпинделей, рекомендуется турбобур отправить на ревизию.

 Определение отработки турбобуров ТСШ-240, Т12РТ-240 производиться по величине износа осевой опоры (шпинделя для ТСШ-240), согласно методике п.7.5.

   Допустимые величины радиального и осевого люфта осевой опоры (шпинделя) для 3ТСШ1-195, ТСШ-240, Т12РТ-240.

Люфт вала шпинделя после ремонта, мм. не более

Допустимый люфт вала при работе, мм. не более

осевой

радиальный

осевой

радиальный

0,0-1,0

0,0-1,0

5

2

 Критерием отказов является:

снижение или повышение давления не менее чем на 50% на рабочем или холостом режиме эксплуатации;

увеличение осевого зазора между статором и ротором (люфт турбинной секции) более чем на 18 мм (3ТСШ1-195);

при увеличении осевого люфта  шпинделя свыше 5 мм и радиального люфта свыше 2 мм, а также при обнаружении других дефектов (например: кольцевых канавок, рисок, вмятин) на корпусах, валах и переводниках в зоне расположения резьб, отправить турбобур в ремонт (ТСШ-240, Т12РТ-240).

 Освобождение от прихватов усилием более 100 т. и «расхаживание» путем разгрузки на забой ударами – запрещается.

 Запрещается производить первое долбление без обратного клапана, фильтра очистки.

 Запрещается производить крепление центраторов электросваркой по диаметру корпуса турбобуров в месте расположения соединительных резьб. Для обеспечения ремонта ГЗД. При необходимости установки и крепления центраторов в зоне расположения резьб свои действия согласовывать с технологическими службами УБР.

 Сведения о работе турбобуров и шпинделей фиксируется в технологическом журнале по работе ГЗД  и вносятся в сопроводительный документ на ГЗД.

 После отработки турбобур в обязательном порядке необходимо (в летнее время) промыть водой и в кротчайший срок доставить в турбинный цех. Это требование обуславливается тем, что глинистый раствор, попавший в зазоры между статором и корпусом и в зазор между ротором и валом, может засохнуть и прочно связать турбину с корпусом и валом, что сильно затруднит разборку турбобура.