Процесс управления подачей газа

Рис. 6. Модель деятельности диспетчера при оперативном управлении объектом

Процесс управления подачей газа направлен на обеспечение интересов потребителей и поставщиков с учетом показателей экономичности и требований надежности. Управление

Процесс управления подачей газавключает в себя меры по выполнению установленных правил и соглашений, определению необходимых дополнительных источников подачи газа в случае нарушений режима и контролю влияния погодных условий.

Рис. 5. Функции диспетчера при контроле нормального состояния оперативного режима ГТС


Изменение технологической структуры МГ ориентировано на обеспечение текущего эксплуатационного режима оборудования при условии поддержания требований экономичности и надежности работы ГТС, а также безопасности персонала и населения. Эти изменения состоят из контроля и координации необходимых переключений в целях достижения заданных критериев экономичности и надежности работы ГТС, согласования действий для обеспечения целостности системы и поддержания ее живучести при нарушениях режима.

Следует отметить различный уровень требуемой детализации при разных состояниях ГТС, необходимость привлечения внимания диспетчера в случае возникновения изменений важнейших информационных характеристик текущего состояния ГТС, обнаружения потенциальных проблем. При этом надо производить оценку значимости и последовательности изменений и представлять информацию об изменениях диспетчеру в логически и информационно взаимосвязанной форме.

Наиболее актуальной является информация, касающаяся надежности ГТС.

В основе информационных требований диспетчера лежат три положения:

представляемая информация должна обеспечить ясность оперативной ситуации, возможность ее быстрой оценки и интерпретации;

характеристики ситуации должны иметь высокую степень информативности;

хорошо видимая быстрая реакция системы управления должна быть гарантирована на все команды или действия диспетчера.

При определении функций системы управления в части информационного представления следует учитывать крайне ограниченные способности человека в получении, усвоении и формировании логически обоснованных действий в условиях значительного разнообразия информационных форматов и большого объема отображаемых данных.

Системный подход охватывает все основные компоненты рассматриваемой проблемы:

технологический процесс - его специфику и характеристики, требования к управлению;

человека - его психофизиологические особенности, задачи и виды деятельности;

информацию - информационные требования диспетчера, средства информационного управления (первичная, вычислительная, логическая обработка) и представления;

среду на рабочем месте - расположение средств управления, окружающие условия (освещение, шум и др.);

организационные вопросы - отбор персонала, обучение, тренировку, организацию смен.